статьи > графические программы > Corel Draw 9 : от идеи до реализации, часть 3    


Адрес оригинала статьи: subscribe.ru/archive/comp.soft.graph.corel/200111/10143222.html
Адрес автора: design@geohost.ru (Ольга Сватикова)

 

  Введение

В прошлом номере мы говорили о том, как создавать различные графические объекты стандартной формы. Однако для профессиональной работы с векторной графикой чрезвычайно важно умение создавать необыкновенный объект буквально на пустом месте. Как уже упоминалось, многие начинающие пользователи неравнодушны к инструменту Freehand (Кривая) как к наиболее естественному средству рисования. Но без четкого понимания особенностей работы этого замечательного инструмента результат работы окажется далек от ожидаемого. Художнику же, впервые приступившему к изучению компьютерной графики, будет еще сложнее - ведь рисование "куском мыла на веревке" не даст возможность реализоваться предыдущим навыкам рисования.

Итак, нажав клавишу F5, активизируйте любой из инструментов, расположенных на раскрывающейся панели Curve (Кривая). При этом активизируется инструмент панели, который был использован последним. На данной панели в ряд расположены следующие инструменты:

  • - Инструмент Freehand (Кривая);
  • - Инструмент Bezier (Кривая Безье);
  • - Инструмент Artistic Media (Художественные средства)
  • - Заготовки;
  • - Кисть;
  • - Распылитель;
  • - Каллиграфическое перо;
  • - Инструмент Dimension (Размерные линии);
  • - Инструмент Connector Line (Соединительная линия);
  • - Инструмент Interactive Connector Line (Интерактивная соединительная линия).

  Карандаш (Freehand)

Для начала выпейте чашечку кофе, затем нажмите функциональную клавишу F5 и выберите инструмент Freehand (Кривая). След от инструмента - линия - зафиксирует подрагивание руки в такт с ударами пульса. Так и устроен инструмент Freehand (Кривая), и рисовать им при помощи мышки достаточно сложно.

Во время рисования Corel DRAW расставляет вдоль линии узлы с неравномерными интервалами. Все возможности использования узлов мы рассмотрим позже, пока же будет достаточно знать, что чем меньше узлов у кривой, тем лучше. Из этого правила, конечно же, есть исключения, но в большинстве случаев - чем меньше у кривой узлов, тем она получается более плавная. Это объясняется тем, что, в сущности, каждый узел является точкой перегиба. То, насколько точно кривая будет воспроизводить движение вашей руки, зависит также от значения, введенного на ползунке Freehand Smoothing (Сглаживание кривой) на панели атрибутов и от параметров самого инструмента Freehand (Кривая). Ползунок Freehand Smoothing принимает значения в диапазоне от 1..100 (по умолчанию установлен параметр 100).

Конечно, нельзя не обратить внимания на приемы рисования прямой. Принцип здесь немного другой. Вы не перетаскиваете курсор мышки по направлению рисования, а отмечаете точки начала и конца рисования щелчками мышки. Получить прямые горизонтально и вертикально расположенные линии можно, удерживая клавишу CTRL.

В процессе рисования можно переходить от режима изображения прямых к кривым. Для этого, когда вы дойдете до места, где необходимо сменить режим, нажмите клавишу TAB.

  "Странная кривая" Безье (Bezier)

Безье - это такой дядька с французского автомобильного завода, который придумал способ, как с помощью мыши легко можно нарисовать кривую нужной формы. Можете называть этот метод "усатая точка" - пообщавшись с ним поймете, почему.

При первом знакомстве с инструментом Bezier (Кривая Безье) многим пользователям он покажется весьма сложным и непонятным. Но вы не пожалеете - немного практики - и вы поймете, что он того стоит. В отличии от инструмента Freehand (Кривая), кривая Bezier (Кривая Безье) обеспечивает максимальный контроль над формой кривой в процессе рисования.

Каждый щелчок при рисовании данным инструментом создает новый узел, который соединяется с предыдущим плавной кривой. Вы можете редактировать форму кривой: после окончания рисования узла начинайте перетаскивать узел кривой. Кроме того, вы можете сменить тип последнего созданного узла на точку перегиба - для этого нажмите латинскую клавишу С. Запомните: чтобы закончить рисование кривой, нажмите клавишу ПРОБЕЛ или выберите другой инструмент.

  Инструменты Artistic Media (Художественные средства)

После выбора инструмента Artistic Media (панель инструмента Curve (Кривая)) на панели атрибутов появляются несколько кнопок. Первые пять кнопок позволяют выбрать тип пера.
Возможные варианты:

  • - Present (Заготовки);
  • - Brush (Кисть);
  • - Sprayer (Распылитель);
  • - Calligraphic (Каллиграфическое перо);
  • - Pressure (С нажимом).

Обратите внимание - при выборе одного из этих типов пера панель атрибутов изменяет вид в соответствии со спецификой данного типа.

Справа от этих кнопок расположено текстовое поле, определяющие максимальную толщину создаваемой линии или формы. Данная величина действует по-разному, в зависимости от выбранного типа пера. Следующее текстовое поле определяет значение параметра Nib Angle (Наклон пера). Этот параметр используется только при выборе пера каллиграфического типа, а во всех остальных типах отображается тусклым тоном. В правой части панели располагается список различных заготовок.

Заготовки

Вообще, знакомиться с замечательными инструментами Artistic Media лучше непосредственно на практике. Выберите одну из заготовок в списке на панели атрибутов и попробуйте что-нибудь нарисовать. Обратите внимание, на проведенную вами линию накладывается изображение кисти, выбранной вами в списке заготовок. Не забывайте про значение текстового поля Artistic Media Tool Width (Ширина инструмента), которое используется для определения максимальной ширины линии. Обязательно поэкспериментируйте с этим параметром. Не забудьте пробовать выбирать в списке разные заготовки.

Кисть

Следующий значок на панели атрибутов позволяет имитировать рисование кистью. Впрочем, режим кисти похож на рисование с использованием заготовок, однако вы можете взять практически любое изображение и рисовать им, как кистью. Щелком мышки откройте раскрывающийся список Brush Stroke (Форма штриха). Поэкспериментируйте с ним и посмотрите, как он работает.

А теперь попробуйте создать свою собственную кисть. Для этого создайте объект или группу объектов, которые вы планируете использовать для создания собственной кисти. Теперь необходимо выделить все объекты, являющиеся частью формы кисти, и щелкните на кнопке Save Artistic Media Stroke (Сохранение художественного средства). Введите имя своей кисти, и ее изображение появится в начале раскрывающегося списка. А отредактировать кисть вы сможете, найдя и открыв файл кистей с расширением .CMX

Распылитель

Для того чтобы использовать инструмент Sprayer (Распылитель), выберите элемент в раскрывающемся списке Spraylist (Набор распыляемых объектов) на панели атрибутов. Слева от раскрывающегося списка находится поле, определяющее размер объекта (по умолчанию ширина совпадает с высотой).

Поскольку элемент списка Spraylist может содержать несколько разных фигур, имеется возможность выбрать способ их использования. В этом отношении распылитель отличается от кисти, которая тоже может содержать несколько объектов, но эти фигуры используются совместно. В раскрывающемся списке Choce of spray order (Выбор порядка распыления) выбирается один из трех вариантов:

  • - Randomly (Случайно)
  • - Sequentially (Последовательно)
  • - By Direction (По направлению).

Кроме того, важен параметр Dabs (Мазки) - он определяет количество объектов, распыляемых вдоль траектории (по умолчанию равно 1), а также частоту рисования объектов.

Можно еще долго говорить о возможностях замечательного инструмента Sprayer, однако рекомендую перейти к практике. По возможности создайте свой собственный набор распыляемых объектов. Сохранение происходит по аналогии с созданием новой кисти. Но помните - удалить их из набора невозможно, однако вы можете исключить их из списка воспроизведения, а затем не забудьте щелкнуть по кнопке Save (Сохранить), чтобы записать изменения в списке воспроизведения.

Вообще, удалить распыляемый объект реально, если найти и открыть файл объектов с расширением .CDR и удалить ненужный объект. Но и после удаления объект останется в эскизном изображении. Чтобы он пропал совсем - вызовите окно диалога Spraylist (Набор распыляемых объектов) и переместите объект в списке воспроизведения сначала вверх, а потом вниз. Затем, вернувшись к панели атрибутов, нажмите на кнопку Save (Сохранить).

Каллиграфическое перо

В отличие от двух других рассмотренных ранее инструментов семейства Artistic Media, каллиграфическое перо просто рисует фигуры, к которым вы потом можете применить заливку. Вид этих фигур зависит непосредственно от параметров Freehand Smoothing (Сглаживание кривой) и Artistic Media Tool Width (Ширина инструмента). Почитать, как установить эти параметры, вы можете в разделе Present (Заготовки). Здесь, заметьте, появляется еще один новый параметр - Calligraphic Angle (Угол наклона каллиграфического пера).

Итак, перейдем к практике. Попробуйте нарисовать на экране букву S с помощью Calligraphic Pen (Каллиграфическое перо). А теперь обратите внимание на то, как изменяется толщина линий в процессе рисования. Если вы не изменяли параметры, стоящие по умолчанию, то горизонтальные линии имеют минимальную величину, а вертикальные - максимальную. Попробуйте изменить угол наклона, максимальная и минимальная величина будут изменяться совсем в другом направлении.

Для инструмента Pressure (перо с нажимом) лучше всего подойдет графический планшет, однако можно ухитриться имитировать разный нажим и с помощью мышки! Нужно помнить, что, так как мышь не передает информацию о нажиме, линия будет максимальная в момент начала рисования. Регулировать нажим можно, если в процессе рисования удерживать клавиши вверх и вниз. Параметр Artistic Media Tool Width (Ширина инструмента) определяет ширину линии в местах максимального нажима.

  Инструмент Dimension (Размерные линии)

Выбрав этот инструмент из раскрывающегося списка Curve (Кривая), вы получаете возможность создавать размерные линии нескольких типов. На панели атрибутов появится ряд кнопок, соответствующих каждому типу размерных линий, для переключения между типами размерных линий можно пользоваться клавишей TAB.

Кнопки на панели атрибутов идут по порядку следующим образом:

  • Авторазмер - cоздает вертикальные, горизонтальные или наклонные линии, в зависимости от направления перемещения линии.
  • Вертикальная размерная линия
  • Горизонтальная размерная линия
  • Наклонная размерная линия

Для того чтобы нарисовать вертикальную, горизонтальную и наклонную размерные линии, необходимо щелкнуть мышкой в точке начала рисования, в конечной точке и, затем, в месте, где будет расположен текст, указывающий значение размера.

  • Выноска - Позволяет рисовать выноски, делается это аналогично рисованию размерных линий.
  • Угловой размер - позволяет наносить на рисунок угловые размеры. Создается четырьмя щелчками мышки. Первый в вершине угла, второй в точке начала дугообразной линии, третий - в точке ее конца, а четвертый - там, где должен располагаться текст надписи.
  • Тип измерения - в раскрывающемся списке Тип измерения вы можете выбрать один из следующих форматов обозначения размеров: Decimal (Десятичный), Factional (Дробный), US Engineering (Инженерный) и US Architecture (Архитектурный).
  • Точность измерения - количество значащих цифр в дробном числе выбирается в этом раскрывающемся списке.
  • Единицы измерения - позволяет выбрать одну из используемых в Corel DRAW единиц измерения.
  • Показывать единицы измерения - показывать или нет единицы измерения после значений.
  • Префикс размера
  • Суффикс размера

Префикс и суффикс размера позволяют ввести текст перед и после размеров.

  • Привязка - если эта кнопка нажата, то значение размеров изменяются при каждом изменении объекта.
  • Положение текста - раскрывающийся список позволяет выбрать положение текста относительно размерной линии.

  Инструмент Connector Line (Соединительная линия)

Инструмент Connector Line (Соединительная линия) выбирается нажатием пятой кнопки в раскрывающемся меню Curve (Кривая). Соединительные линии применяются для рисования графиков и диаграмм, подверженных частым изменениям. Действительно, перемещение одного из блоков влечет за собой перемещение всех остальных объектов.

Если в режиме этого инструмента щелкнуть левой кнопкой мыши вблизи контура одного объекта, начало соединительной линии привяжется к ближайшему узлу контура. Переместив мышь и щелкнув на контуре другого объекта, вы построите соединительную линию между ними. Обязательно для уяснения вышесказанного попробуйте этот инструмент на практике.

  Инструмент Interactive Connector Line (Интерактивная соединительная линия)

На правом конце раскрывающейся панели Curve (Кривая) находиться Interactive Connector (Интерактивная соединительная линия). Как и Connector Line, он также рисует линии, соединяющие два объекта, а нарисованные линии динамически обновляются при перемещении объекта. Важнейшее отличие линий, нарисованных с помощью инструмента Interactive Connector, заключается в том, что эти линии могут быть только двух направлений - вертикальные и горизонтальные, и соединяют только узлы или середины отрезков.

 
  Управлять размерами шрифта в этой статье можно с помощью пункта View/Text size (IE), или с помощью сочетаний Ctrl+] и Ctrl+[ (NN).
Присылайте мне адреса мест в Сети, где Вы видели ещё материалы по этой теме.
 
 
Используются технологии uCoz